
«Звонок из банка»
Потерпевшему поступает телефонный звонок от имени сотрудника
банка, который сообщает сведения об оформлении кредитной заявки на имя
собеседника, настаивает на получении данного кредита в целях закрытия
заявки и невозможности дальнейшего получения мошенниками второго
кредита в рамках отведенного для клиента кредитного лимита, полученные
денежные средства собеседник просит оперативно перевести на «безопасный,
резервный, специальный» счет для обеспечения их сохранности. В результате
потерпевший переводит деньги мошенникам, телефонный номер оказывается
недоступным, контакт прерывается.
«Родственник в беде»
Вторым способом мошенничества из числа распространенных является
мнимое спасение родственника, попавшего в сложную жизненную ситуацию,
а именно поступает телефонный звонок, собеседник представляется
сотрудником правоохранительных органов, сообщает, например, о дорожно-
транспортном происшествии, произошедшем во вине его близкого
родственника и о возможности избежать уголовной ответственности
за определенное вознаграждение. Деньги просят передать сотруднику,
который прибудет к потерпевшему. О разговоре просят никому не сообщать,
чтобы еще больше не навредить родственнику или ссылаясь на тайну
следствия. В данной схеме для передачи денежных средств в большинстве
случаев используются курьеры.
«Инвестиции»
Следующим способом мошенничества является желание граждан
получить быструю прибыль от инвестиционной деятельности. Потерпевший
в интернете находит организацию, от имени которой распространяется
информация об осуществлении легальной деятельности финансового
посредника (форекс-дилера). Лицо, выступая от имени такой компании,
злоупотребляя доверием граждан к легальным финансовым институтам,
обещая им получение высоких доходов путем торговли на международном
финансовом рынке, предлагает перечислить денежные средства на счета
определенных организаций, после чего денежные средства похищаются,
общение с гражданами прекращается.
«Сайты – двойники»
Для входа в онлайн-банкинг вы вводите его название в поисковике
и переходите по ссылке, внешний интерфейс страницы очень похож с тем,
который вы привыкли видеть, далее вводите свои данные для входа в онлайн-
банкинг или данные банковской карты. После ввода всех данных появляется
сообщение об «ошибке оплаты». Аналогичная ситуация может возникнуть
в сайтами-двойниками известных онлайн-ритейлеров, маркетплейсов.
«Фейковые объявления»
На известных сайтах «Авито», «Юла» и других размещаются
объявления о продаже техники, автозапчастей, сдаче загородного дома
в аренду на праздники/выходные. При выходе на продавца предлагается
перейти для обсуждения деталей сделки и цены в другой мессенджер,
перевести оплату за товар/аренду в полном объеме (или частично) через
мобильный банк. После чего ваш номер заносится в «черный список»,
технику/запчасти вы не получаете, объекта недвижимости, запланированного
к аренде, не существует.
«Измена Родине»
В связи с проведением СВО, преступники звонят клиенту банка
по телефону и представляются сотрудниками ФСБ. После этого они
утверждают, что сотрудник банка выкрал персональные данные клиента
и теперь от его лица переводит деньги на поддержку украинской армии. При
этом злоумышленники убеждают человека, что если срочно не предпринять
никаких действий, тот может быть привлечен к уголовной ответственности
за измену Родине. Так мошенники вынуждают жертву подключиться к ложной
службе безопасности банка и перевести деньги на их счета. В результате
жертва не только переводит злоумышленникам собственные средства,
но и, находясь в состоянии повышенной тревоги, берет кредиты и также
перечисляет эти суммы мошенникам.
«Сообщения в соцсетях»
В популярных социальных сетях приходят сообщения от друзей,
знакомых с просьбой занять в долго, при этом присылают банковские карты
с именем знакомого, но с другим номером карты либо сообщения
о проведении каких-либо акций с выигрышем денежных средств.
«Установите приложение»
Выявлен случай, когда преступник представляется работником банка
и во избежание оформления кредита на имя потерпевшего просит установить
приложение «RustDeskRemoteDesktop», после чего удаленно неизвестные
лица оформляют на потерпевшего кредит и переводят средства на различные
счета. Приложение «My account»
«Госуслуги»
Поступает звонок с неизвестного номера, мошенник представляется
сотрудником службы «Госуслуги» и сообщает, что неизвестные преступники
пытаются оформить кредит на имя потерпевшего, и для сохранности
необходимо перевести деньги на резервный счет
«Сообщение от коллеги, руководителя»
Потерпевшему приходит сообщение в мессенджер с незнакомого
номера. Преступник представляется коллегой или руководителем,
предупреждает о скором звонке из правоохранительных органов. Нередки
случаи, когда посредством мессенджера вместо текстового сообщение
приходит голосовое сообщение, в котором с использованием нейросети
злоумышленники воспроизводят голос знакомого или руководителя. Далее
преступники представляются сотрудниками ОВД и настоятельно призывают
к сотрудничеству, после этого звонят якобы представители финансовых
организаций и просят перевести деньги на определенную карту.
«Звонок от оператора связи»
Под видом специалистов известных телекоммуникационных компаний
мошенники стараются получить доступ к аккаунту человека на «Госуслугах».
Злоумышленник звонит жертве и утверждает, что действующий договор
заканчивается и его необходимо продлить, иначе номер передадут другому
абоненту. При этом мошенники уверяют, что все можно сделать по телефону
и не идти в офис, достаточно продиктовать код из СМС, перейти по ссылке,
где вести еще один код. Таким образом человек путем обмана предоставляет
мошенникам данные для входа в личный кабинет «Госуслуг».
«ЭнергосбыТ+»
Поступает звонок на телефон потерпевшего, представляются
сотрудниками «Энергосбыта», предлагают заменить счетчики, после чего
на телефон поступает СМС с кодом, который мошенник просит назвать. Далее
поступает звонок якобы от «Госуслуг», сообщают что мошенники хотят
взломать личный кабинет и что необходимо перевести все денежные средства
на «безопасный счет».
«Звонок из страховой компании»
Злоумышленники звонят гражданам и представляются сотрудниками
страховой компании и сообщают об окончании действия медицинского
полиса, и что для его продления необходимо назвать код из СМС- сообщения,
в котором также указан телефон «Госуслуг» для связи. Далее гражданин
называет код мошенникам и перезванивает на номер телефона из СМС.
Потерпевшему отвечают мошенники, якобы сотрудники портала «Госуслуги»
и сообщают что мошенники взломали его личный кабинет и пытаются
оформить на его имя кредиты и необходимо перевести деньги на «безопасный
счет». Под влиянием обмана гражданин переводит свои и кредитные
денежные средства на счета мошенников.
«Вирус Mamont»
Посредством мессенджера «Телеграмм» мошенники рассылают ссылки
используя недосказанные сообщения, с целью заинтересовать человека
перейти по ссылке (например, «Твои фото»). При переходе на подобную
ссылку (открытие файла) на используемом устройстве распространяется
вирус, который в автоматическом режиме завладевает личными данными
и рассылает спам-сообщения от имени владельца устройства. Кроме того,
данный вирус передает личные данные гражданина мошенникам,
с последующей возможностью оформления кредитных договоров, хищения
денежные средств со счетов.